Размер шрифтов: A A A Отключить

Официальный сайт администрации

МО «АГУЛЬСКИЙ РАЙОН»

+7 (243) 2-21-10

Телефон доверия

+7 (243) 2-11-07

Горячая линия

Новости

Они пали в битве за Архонку

Они пали в битве за Архонку

Из воспоминаний Рамазанова Алаудина, участника

Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

ОНИ ПАЛИ В БИТВЕ ЗА АРХОНКУ

Летом 1942 года немцы ценой больших потерь захватили Нальчик и Моздок, угрожали нефтяным районам Закавказья.

В это тяжелое время мы, четверо добровольцев из нашего района, учились в Бакинском пехотном училище. Через 5 месяцев, т.е 18 августа 1942 года в 4 часа утра наше училище по тревоге совершило 30-ти километровый марш в город Сумгаит, где сформировалась 34-ая отдельная курсантская бригада.

25 августа, перед отправкой на фронт, мы приняли воинскую присягу на верность своему народу, своей Родине. Сумгаитцы проводили нас на фронт, и наш эшелон двинулся на запад. 28 августа 1942 года, когда мы прибыли на станцию Карабулацкая Чечено-Ингушской АССР, В 3 часа утра наш эшелон подвергся к бомбардировке 48 самолетами противника.

Потери были незначительны. Наши зенитчики сбили 3 самолета, а остальные повернулись назад. Затем нам пришлось идти пешком по трудно проходимым дорогам, преодолевая в сутки более 100 км и скрываясь от вражеской авиации. Отдыхали в сутки 3-4 часа. Шли с пулеметами, минометами, несли комплект боеприпасов.

Где-то впереди уже стал слышен гул артиллерийской канонады. Прошли Бислан и ночью достигли районного центра Архонка, где противник старался захватить Северную Осетию. В ночь на 30 августа до 22 сентября 1942 года 11-й корпус, в состав которого входила и наша 34-ая отдельная стрелковая бригада, занял исходное положение за Архонкой. Действуя только саперной лопатой, за ночь на пустынной равнине появились окопы, траншеи и ходы сообщения. Это был трудовой подвиг наших солдат и офицеров. Каждый выполнял вдвое больше того, что он делал в обычных условиях. Напротив нас, в населенных пунктах Ардон, Фиагдон и Рассвет, стояли 112-ая венгерская горно-стрелковая дивизия, румынский полк, 2 батареи 6-тиствольных минометов, танковая бригада и авиация противника.

Гитлеровцы придавали большое значение захвату Архонки и Беслана. После овладения ими противник намеревался прорваться к нефтяным районам Грозного.

Сотни зорких глаз наблюдали за развертыванием боя. Бой только начался. Разрозненные группы вражеских бомбардировщиков прорвались через заслон наших самолетов и появились над подступами к Архонке. Настала очередь наших зенитчиков. Навстречу неприятелю понеся такой огонь, преодолеть который он был уже не в состоянии. Голубое небо стало грязно-серым от дыма. Бой продолжался и ночью, но немцам не удалось достичь своей цели. После наступления затишья наши подразделения стали укреплять оборону.

К вечеру мы пришли в Архонку. В одном полуразрушенном доме оказался старик-осетин. Он сказал: «Неужели вы сдадите Архонку, а если сдадите, то немец пойдет на Грозный». Мы ответили ему: «Ни за что не сдадим, папаша!». И не сдали. Там же я написал письмо домой ( мать в это время находилась в трудовой армии). Она прочитала письмо в конце сентября, когда вернулась домой, и только тогда узнала, что я на фронте.

25 сентября 1942 года противник бомбил наши боевые позиции, бесперерывно налетали фашистские самолеты, начался артиллерийский налет, в наступление двинулись танки.

Особенно трудно доставалось 12–ой дивизии. После 10-дневных боев гитлеровцы вклинились в глубь ее обороны, и зашли ценой больших потерь к станции Колонка, где происходили ожесточенные бои. Одновременно началось наступление с Рассветского направления на Архонку.

Итак, началось знаменитое Архонское сражение. Немцы на Архонку бросили полк мотопехоты, поддержанный 30 танками. А во второй половине дня довели свои силы на этом участке до 2-х полков, 40 танков и 50 самолетов. Но к исходу дня нам удалось остановить противника. Немцы оставили на поле боя 7 танков, 250 солдат, 5 самолетов. Наши войска сумели закрепиться, изматать силы противника и не допустили его к Архонке.

В боях за Архонку погиб мой товварищ, односельчанин Кубаев Рамазан. Немецкие танки прорвались к переднему краю нашего батальона. Кубаев, обстреливая из автомата пехоту противника, двигающуюся за танками, лег на ничем не защищенном месте. Танки подошли вплотную к Рамазану! Но воин не растерялся, не отступил. Он уложил десятку немцев, танк прошел мимо. На помощь товарищу подоспел Волков, который подбил танк из противотанкового оружия. Кубаев и Волков героически погибли в этом бою.

Вечером политрук сообщил нам о действиях противника, о подвигах наших бойцов, совершенных за Архонку, перечислил имена Кубаева, Волкова и других.

15 октября 1942 года с семи часов утра, в течение полчаса, позиции фашистов подверглись отличной артиллерийской и авиационной обработке. Начались боевые действия 11-го корпуса и 34-ой отдельной стрелковой бригады. Я впервые заметил громадную силу нашей катюши, которая после себя оставляля только пепель.

6 ноября 1942 года, наканун праздника Великого Октября, мы обрушили на немцев сокрущающий удар артиллерии и мощный залп катюши, и пошли в наступление по направлению Ардон, Фиагдон и Рассвет.

Наша 34-ая стрелковая бригада наступала на Рассвет. Чтобы добраться до Рассвета, нужно было преодолеть две водные преграды. Подхлодя к первой преграде, мы задержались больше, чем следовало, подверглись к ожесточенной бомбардировке с воздуха и понесли некоторые потери. Это вынудило нас перейти к обороне. После пятидневной поправки, бригада вновь вступила в действие и переодолела водный рубеж. Стрелковый взвод, которым командовал я, немцы несколько раз контратаковали. Нас догнала минометная рота, в которой находился мой друг односельчанин Гасукаев Омар. Немцы сильно укрепили Рассвет, Ардон и нам предстояло переходить второй водный рубеж. Мы двинулись в наступление. До подхода к водной преграде немцы не открывали огня, но когда оставалось сто с лишним метров они открыли ураганный огонь из всех видов оружия, особенно из 6-ти ствольных минометов. В 12 часов 15 ноября 1942 года на переправе я был ранен в левое бедро. Через два часа подоспевший Гасукаев понял меня и, и распростившись со мной продолжал наступать. Оказывается, при ранении с открытого места меня потащил в окоп один армянин по фамилии Аванасян. Гасукаев погиб на подступах к Рассвету.

В эти дни началась грандиозная битва под Сталинградом. Перешли в наступление, и мы с Кавказа.

Прошло 25 лет, я побывал на Архонке, в Беслане и Оржоникидзе. Уже давно залечены раны, нанесенные войной, в них восстановлена экономика и культура героическим трудом народа. Архонка сейчас стал городом, в котором много новых школ, театров, сооружений.

На братской могиле в Рассвете похоронены мои друзья: Кубаев, Волков, Гасукаев и другие. На ней цветы, положенные заботливыми руками Рассветовцев и Архонцев. Новое послевоенное поколение свято чтят память о тех, кто освобождал эти деревни и обеспечил им счастливую жизнь.

Материал из Фонда № 42. опись 3, лист 21 за 1968 год.

Администрация МО «Агульский район»

07 май, 2018 г. 15:10

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!